Наверх

Электронные средства обучения. Польза и вред

18.04.2016

Сегодня практически в каждом образовательном учреждении для организации учебного процесса используют электронные средства обучения, основными видами которых являются электронный учебник и мультимедийное учебное пособие.

Использование электронных средств обучения в ходе объяснения нового материала позволяет представить ученикам наглядную информацию об изучаемом вопросе, схематично отобразить сложные моменты, например, физические явления или химические процессы, а также фотографии и карты. Это облегчает понимание и усвоение темы, особенно для детей с преимущественно зрительной памятью. Включение презентаций в лекционный материал позволяет снять монотонность урока, переключить внимание школьника, это стимулирует активность мозговой деятельности ребенка. Еще одним плюсом является возможность быстрой корректировки материала и сохранение его на электронном носителе.

Электронные средства обучения способны оптимизировать учебный процесс только в том случае, если обеспечено их рациональное использование. Требования к рациональному использованию ТСО устанавливаются СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Так согласно п. 5.7 указанных санитарных правил допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям.

К основным эргономическим требованиям, предъявляемым к электронным средствам обучения относятся:

  • обеспечение психологической естественности работы с учебным электронным изданием (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различия типов мышления);
  • обеспечение комфортности работы с учебным электронным изданием (удобство и наглядность навигации, легкость восприятия информации, отсутствие избыточного кодирования и плохо идентифицируемых сокращений;
  • используемые размеры шрифтов, цвета, приемы выделения части информации на экране не должны приводить к повышенной утомляемости).

Интерактивная доска должна представлять конструктивно единое целостное устройство. Активная поверхность должна быть твердой, износостойкой, антивандальной, матовой, антибликовой. Условиями эксплуатации должна быть предусмотрена возможность использования традиционных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль. Размещать интерактивную доску следует так же, как и обычную: на той же высоте, обеспечивая равномерное освещение. А для профилактики утомления глаз учебный процесс должен чередовать различные виды деятельности, включая гимнастику для глаз.

У интерактивных досок есть недостаток — их гладкая поверхность создает блики, что ухудшает условия рассматривания размещаемой на ней информации. К тому же, все электронные средства обучения увеличивают зрительную нагрузку, которая расценивается как фактор риска ухудшения зрения.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Просмотров: 2005