Наверх

Гид по финансовой грамотности. Как распознать мошенника?

08.02.2022

Мошенники всё чаще используют новые схемы выманивания денег у граждан. Однако телефонное мошенничество остается самым популярным способом обмана: он, как правило, направлен на людей, которые склонны принимать скоропалительные решения. В любом случае если на ваш телефон поступил подозрительный звонок или СМС, не торопитесь реагировать на просьбы звонящего. Рассмотрим признаки, указывающие на то, что вы можете стать жертвой преступника и лишиться собственных сбережений.

Признак 1. На вас выходят сами

Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился — сотрудником банка, оператором сотовой связи, сервисом госуслуг, участковым и т. д. — насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.

Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдает, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций — подделать. Так что стоит быть бдительным и никому не верить на слово.

Признак 2. С вами говорят о деньгах

Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести все деньги на «безопасный счет», оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения. Разговор так или иначе будет сводиться к деньгам.

Признак 3. Вас просят сообщить данные

Это могут быть конфиденциальные данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны. Либо логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению, пароль от личного кабинета на Госуслугах.

Иногда банкам или мобильным операторам действительно необходимо подтвердить данные клиентов, но это не делается по телефону, и никогда — в срочном порядке. Клиенты самостоятельно и безопасно могут сделать необходимое через личный кабинет на сайте организации или при личном визите в офис.

Признак 4. Вас выводят из равновесия

Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции — напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали!», чтобы вы от растерянности и волнения выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги.

Либо, наоборот, огорошивают новостью о внезапном выигрыше в лотерею или обещают быстрое обогащение. Взамен вы должны будете «лишь оплатить небольшой взнос», а для этого — ввести данные банковской карты на сайте. Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям, как бы ни были взволнованы.

Признак 5. На вас давят

Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условие: сейчас или будет поздно. Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.

Если чувствуете психологический дискомфорт, лучше сразу же прекращайте общение. Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших финансов. Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.