Наверх

Потребитель и закон. Порядок действий при обнаружении недостатков в технически сложном товаре

18.06.2020

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) разъясняет. Права потребителей регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1) и другими нормативными правовыми актами РФ.

Перечень технически сложных товаров утверждён Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924. К ним, в том числе, отнесены:

  • телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления, цифровые фото- и видеокамеры,
  • холодильники, морозильники, комбинированные холодильники морозильники,
  • кофемашины, встраиваемые микроволновые печи,
  • роботы-пылесосы и другие.

Как правильно действовать потребителю в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре?

Закон № 2300-1 предусматривает особый алгоритм предъявления требований в отношении такого товара в зависимости от периода обращения к продавцу.

Необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т. д.) с письменной претензией, составленной в 2 экземплярах, в которой должно быть четко сформулировано одно из требований потребителя по поводу недостатков товара.

Если потребитель обращается в срок до истечения 15 дней с момента покупки, то он вправе предъявить одно из следующих требований:

Если потребитель обращается по истечении 15-дневного срока с момента покупки, то он вправе предъявить одно из следующих требований:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

Требования о:

  • замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены и
  • отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
    • обнаружение существенного недостатка товара;
    • нарушение срока устранения недостатков товара (максимальный срок — 45 дней);
    • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу, либо направить письмом (с уведомлением). На экземпляре потребителя продавец должен указать дату, должность Ф.И.О. лица принявшего претензию.

Закон № 2300-1 в период гарантийного срока обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества, а в случае необходимости — экспертизу товара за свой счет.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений в суд потребители могут получить:

  • в общественной приёмной Управления по тел. 8 (3532) 44-23-54
  • или в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532) 77-10-74).

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.

Напоминаем, что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован  Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Он предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Телефон 8 800 555-49-43 (звонок бесплатный).

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.