Наверх

Памятка для потребителей финансовых услуг: коллекторы

27.07.2018

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области напоминает о правах и обязанностях граждан при общении с коллекторами. Если вы взяли потребительский кредит в банке, но не смогли выплатить его вовремя, банк может передать свое право требовать возврата долга иному лицу (коллекторскому агентству).

Кредитор, новый кредитор и коллектор не вправе:

  • применять физическую силу или угрожать должнику;
  • уничтожать или повреждать имущество должника;
  • оскорблять или унижать честь и достоинство должника;
  • вводить должника в заблуждение;
  • причинять вред должнику иным способом;
  • без согласия должника сообщать третьим лицам персональные данные должника и сведения о его задолженности.

Коллектор не является представителем органов власти, не может инициировать уголовное преследование, не имеет права описывать или изымать имущество.

Порядок общения с коллектором:

  1. попросите пришедшего или позвонившего человека представиться, предъявить документы (оригинал доверенности от коллекторского агентства и удостоверение коллектора);
  2. попросите сообщить сведения об организации (коллекторском агентстве, банке), которую он представляет (наименование и местонахождение, государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона);
  3. попросите представить документы, на основании которых от вас требуют возврата долга (кредитный договор между вами и банком, договор между банком и коллекторским агентством и др.).
  4. выясните размер задолженности и реквизиты банковского счета для погашения задолженности. Лучше получить такие сведения в письменном виде;
  5. чтобы быть уверенным наверняка:
    • проверьте на сайте Федеральной службы судебных приставов, зарегистрировано ли такое коллекторское агентство;
    • узнайте в коллекторском агентстве, является ли общавшийся с вами человек их сотрудником;
    • выясните у своего кредитора (банка), на каком основании и кому была передана ваша задолженность.

Как должник может защитить свои права

Если коллектор ведет себя неправомерно, направляйте письменное заявление с приложением доказательств факта нарушения (распечатку звонков  на ваш телефон от сотового оператора, аудио- или видеозапись разговора и т. п.) в соответствующие органы и организации:

  • при нарушении кредитором, новым кредитором или коллектором требований закона (№ 230-ФЗ) — в Банк России или Федеральную службу судебных приставов (ФССП);
  • если это нелегальный коллектор или некредитная организация — в полицию и прокуратуру;
  • при угрозах или причинении вреда здоровью, жизни, имуществу — в полицию;
  • для возмещения морального вреда и убытков, вызванных неправомерными действиями — в суд;
  • в случае передачи ваших персональных данных третьим лицам без вашего согласия — в Роскомнадзор.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.