Памятка для потребителей финансовых услуг: коллекторы
27.07.2018
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области напоминает о правах и обязанностях граждан при общении с коллекторами. Если вы взяли потребительский кредит в банке, но не смогли выплатить его вовремя, банк может передать свое право требовать возврата долга иному лицу (коллекторскому агентству).
Кредитор, новый кредитор и коллектор не вправе:
- применять физическую силу или угрожать должнику;
- уничтожать или повреждать имущество должника;
- оскорблять или унижать честь и достоинство должника;
- вводить должника в заблуждение;
- причинять вред должнику иным способом;
- без согласия должника сообщать третьим лицам персональные данные должника и сведения о его задолженности.
Коллектор не является представителем органов власти, не может инициировать уголовное преследование, не имеет права описывать или изымать имущество.
Порядок общения с коллектором:
- попросите пришедшего или позвонившего человека представиться, предъявить документы (оригинал доверенности от коллекторского агентства и удостоверение коллектора);
- попросите сообщить сведения об организации (коллекторском агентстве, банке), которую он представляет (наименование и местонахождение, государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона);
- попросите представить документы, на основании которых от вас требуют возврата долга (кредитный договор между вами и банком, договор между банком и коллекторским агентством и др.).
- выясните размер задолженности и реквизиты банковского счета для погашения задолженности. Лучше получить такие сведения в письменном виде;
- чтобы быть уверенным наверняка:
- проверьте на сайте Федеральной службы судебных приставов, зарегистрировано ли такое коллекторское агентство;
- узнайте в коллекторском агентстве, является ли общавшийся с вами человек их сотрудником;
- выясните у своего кредитора (банка), на каком основании и кому была передана ваша задолженность.
Как должник может защитить свои права
Если коллектор ведет себя неправомерно, направляйте письменное заявление с приложением доказательств факта нарушения (распечатку звонков на ваш телефон от сотового оператора, аудио- или видеозапись разговора и т. п.) в соответствующие органы и организации:
- при нарушении кредитором, новым кредитором или коллектором требований закона (№ 230-ФЗ) — в Банк России или Федеральную службу судебных приставов (ФССП);
- если это нелегальный коллектор или некредитная организация — в полицию и прокуратуру;
- при угрозах или причинении вреда здоровью, жизни, имуществу — в полицию;
- для возмещения морального вреда и убытков, вызванных неправомерными действиями — в суд;
- в случае передачи ваших персональных данных третьим лицам без вашего согласия — в Роскомнадзор.
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.
Просмотров: 4682