Наверх

Потребитель и закон. Не только права, но и обязанности покупателя

06.06.2022

Потребитель имеет массу прав, гарантированных ему Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1). Но важно сознавать, что правовые интересы покупателя должны быть сбалансированы не только в требовании соблюдения его прав, но и в выполнении обязанностей.

В случае приобретения товара по договору купли-продажи потребитель обязан, в частности:

  • оплатить товар (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 485, ст. 500 ГК РФ);
  • принять товар (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 484 ГК РФ);
  • привлечь продавца к участию в деле в случае предъявления третьим лицом иска об изъятии товара (ст. 462 ГК РФ);
  • известить продавца о передаче потребителю товара в количестве, превышающем указанное в договоре (п. 2 ст. 466 ГК РФ);
  • известить продавца о нарушении условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в установленный срок, а если такой срок не установлен — в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 483 ГК РФ);
  • возвратить товар с недостатками в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы. Возврат товара осуществляется по требованию продавца и за его счет (п. п. 5, 6 ст. 503 ГК РФ; п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1);
  • возвратить товар в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы в связи с непредоставлением продавцом возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона № 2300-1);
  • возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Такая обязанность возникает при наличии спора о причинах возникновения недостатков товара в случае, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель) (п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1);
  • доплатить разницу в ценах при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен (п. 2 ст. 24 Закона № 2300-1).

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.