Защита прав потребителей: обзор наиболее часто задаваемых вопросов
18.01.2017
В Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области поступают обращения потребителей по самым разным вопросам.
В последнее время участились обращения граждан на нарушения их прав при оказании услуг по химической чистке вещей в химчистке «Кристалл» ООО «Аква-Хим» по нарушению сроков оказания услуги и (или) по поводу утраты (повреждения) вещей, принятых от потребителей.
Разъясняем, что по общему правилу, установленному ст. 28 Закона РФ от 07.02.1922 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о ЗПП), в случае если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы. При этом сумма взысканной неустойки (пени) не может превышать общую цену заказа.
Статьей 35 Закона о ЗПП на исполнителя возложена ответственность за сохранность вещи потребителя. В случае полной или частичной утраты вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородной вещью аналогичного качества, а при отсутствии однородной вещи аналогичного качества — возместить двукратную цену утраченной вещи, а также расходы, понесенные потребителем.
Потребители обращаются с вопросами, касающимися несоответствия цены на товар при расчете на кассе с ценой, указанной на ценнике.
По общему правилу, установленному ст. 500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона о ЗПП продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая потребителю возможность сделать правильный выбор. Среди таких сведений должны быть точная цена в рублях и условия приобретения товара.
Из изложенных норм следует, что при продаже товара по договору розничной купли-продажи оплата товара производится по цене, указанной в ценнике.
Никакие объяснения о том, что это иной ценник, или цена изменилась, не могут быть основанием для покупки по навязываемой завышенной цене.
Потребителей волнуют вопросы, связанные с неисполнением обязательств ИП Пакониной Н.С., осуществляющей свою деятельность в магазинах «Много мебели».
В заявлениях указано на нарушение продавцом сроков передачи предварительно оплаченной мебели и на передачу потребителям мебели с недостатками.
В соответствии со ст. 23.1 Закона о ЗПП в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков установлены ст. 18 Закона о ЗПП.
Управление рекомендует потребителю направить в адрес продавца письменную претензию с указанием конкретного требования и срока его удовлетворения. Продавец обязан принять товар и провести проверку качества, при возникновении спора — экспертизу, так как на мебель установлен гарантийный срок эксплуатации.
При неудовлетворении требований в установленный срок потребитель имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.
Имеют место обращения по заключению договора в центрах красоты и здоровья, из которых следует, что по телефону потребители приглашаются для прохождения бесплатной диагностики, в ходе которой заключатся смешанные договора по абонентскому обслуживанию и купли-продажи продуктов для похудения за счет заемных средств на крупные суммы. Кредитные договора оформляются на месте.
В своих заявлениях потребители указывают, что заключили сделки под влиянием обмана и заблуждения, что на них было оказано психологическое воздействие и совершены мошеннические действия.
Материалы обращений направляются в правоохранительные органы. Потребителям разъясняется, что ГК РФ закрепляет правовые основания признания судом сделок недействительными (см. ст. 167 ГК РФ), в том числе и по поводу заключения кредитных договоров. Таковыми, в частности, могут быть признаны сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ) или обмана (ст. 179 ГК РФ). Однако установить такого рода факты можно только в рамках соответствующего судебного разбирательства.
При наличии у потребителей соответствующих доказательств о понуждении к заключению договора, они вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной.
В соответствии с условиями заключенных договоров и со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», потребители вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Потребителям рекомендуется обратиться к исполнителю с письменной претензией, в которой указать свое конкретное требование (например, отказ от исполнения договора) и срок его удовлетворения.
При неудовлетворении требований в установленный срок потребитель имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.
Консультации по вопросам защиты прав потребителей потребители могут получить в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по адресу г. Оренбург, ул. Кирова, 48 и по тел. 77-10-74.
При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление обязательна.