Азбука потребителей. А билетик можно вернуть?

10.01.2021

В связи с ростом письменных и устных обращений граждан Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области разъясняет ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в сфере защиты прав потребителей.

1. Организатор концерта отказывает в возврате денежных средств за несостоявшийся концерт, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 442 (ред. от 10.08.2020) «Об утверждении Положения об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части». Правомерно ли это?

Указанное постановление распространяется только на правоотношения, возникшие с 16 марта 2020 г. Следовательно, если билеты были приобретены до 16.03.2020, то отказ исполнителя в возврате денежных средств является неправомерным. Если же билеты приобретены после 16.03.2020, то возврат полной стоимости билета при отмене зрелищных мероприятий в связи с введением режимов осуществляется организацией посетителю по его инициативе:

  • не позднее 180 дней со дня обращения посетителя о возврате стоимости электронного билета к уполномоченному лицу с помощью сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через который были оформлены и приобретены;
  • не позднее 180 дней со дня обращения посетителя о возврате стоимости билета к уполномоченному лицу, которое может быть осуществлено им не ранее даты отмены режимов.

2. Законны ли требования грузчиков оплатить доставку крупногабаритного товара до квартиры за каждый этаж?

Все зависит от условий доставки в документах, которые оформлялись при покупке товара (договор, квитанция-заказ и т. п.). Возможны два основных варианта:

  1. В договоре указана общая стоимость доставки. В этом случае применяются общие правила ст. 499 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем.
  2. Продавец в договоре указал порядок определения платы за доставку (например, стоимость доставки до подъезда, стоимость подъема вручную в зависимости от количества этажей и т.п.). В данном случае требования грузчиков будут правомерны.

3. Имеет ли право охранник обыскивать покупателя на выходе из магазина?

Если при выходе из магазина магнитная рамка «запищала», то ни охрана, ни администрация не имеют права обыскивать потребителя, требовать показать покупки, чек или все содержимое сумки. Это может сделать только полиция в присутствии понятых. Сотрудники магазина имеют право вызвать полицию, но таким же правом обладает и потребитель, если охранник пытается применить физическую силу.

4. При покупке учебника ребенок перепутал автора, обменять учебник магазин отказывается. Прав ли магазин в данной ситуации?

Действия продавца правомерны, поскольку учебники относятся к непериодическим изданиям, которые включены в п.14 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998.

5. Что делать если цена на ценнике одна, а на кассе — другая?

В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая потребителю возможность сделать правильный выбор. Среди указанных сведений должна доводиться точная цена в рублях. При этом ст. 500 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (т.е. по цене, указанной на ценнике).

В случае, если произошла такая ситуация, потребитель может обратиться в письменной форме к руководству магазина (директору, заведующему, старшему смены и т.д.) с требованием продать товар по цене, указанной на ценнике. Никакие объяснения о том, что это иной ценник, или цена изменилась, не могут быть основанием для покупки по навязываемой Вам завышенной цене.

6. Как быть, если в парикмахерской при покраске волос испортили блузку?

Согласно ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу клиента вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, нанесенный в результате оказания услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Следовательно, если на блузку случайно пролили какой-то химикат или испачкали ее краской, потребитель имеет право потребовать возмещения вреда — стоимости блузки.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.