Гигиенические требования к учебной мебели

04.09.2015

Правильное оснащение образовательных учреждений мебелью и ее наличие в домашних условиях имеет большое значение для охраны здоровья детей и подростков для повышения эффективности воспитательного и педагогического процесса.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели росту и возрастным данным физически нормально развитых детей и подростков.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель шести групп с цветной маркировкой. Маркировку наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Номер мебели по ГОСТАм 11015-9311016-93Группа роста, ммВысота над полом края крышки стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (мм)Цвет маркировкиВысота над полом переднего края сидения по ГОСТу 11016-93 (мм)
1 1000-1150 460 Оранжевый 260
2 1150-1300 520 Фиолетовй 300
3 1300-1450 580 Желтый 340
4 1450-1600 640 Красный 380
5 1600-1750 700 Зеленый 420
6 свыше 1750 760 Голубой 460

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты (столы) и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ангинами, простудными заболеваниями следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее  двух раз за учебный год учащихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3-го ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.