Потребитель и закон. Хранение вещей в магазинах

13.02.2022

Обязательно ли сдавать вещи перед входом в торговый зал? Кто отвечает за их сохранность? Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области разъясняет, что покупатели при входе в магазин не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Указанное касается в том числе покупок, сделанных в других магазинах, даже если в этом магазине продаются такие же товары.

Оставление вещей в ящике для хранения само по себе свидетельствует о заключении с магазином безвозмездного договора хранения. Принуждая покупателя к заключению такого договора, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который установлен статьёй 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Препятствуя посещению магазина без оставления сумок в ящике для хранения, магазин нарушает принцип публичности договора (ст.426 ГК РФ), основанный на обязанности продавца реализовать товар любому, кто к нему обратится.

Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в тех случаях, когда они сдают свои вещи на хранение, то на основании главы 47 ГК РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя - обеспечение сохранности имущества.

В соответствии со статьей 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданных на хранение вещей.

В случае кражи вещей магазин несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить потребителю причиненный материальный ущерб.

Покупатель в свою очередь должен подтвердить размер материального ущерба документально, например, чеками.

Чтобы избежать неприятных моментов можно сообщить работнику супермаркета, что вы принесли с собой в зал аналогичные товары, купленные ранее в другом месте, или попросить упаковать товары.

Требование сотрудников магазина, охранников, администратора показать сумки при входе или выходе (после оплаты товара) незаконно, поскольку досмотр личных вещей могут производить только работники правоохранительных органов, даже если доказательства кражи налицо и зафиксированы на видео.

Получить консультацию о правах потребителей можно по следующим телефонам:

  • 8 (3532) 44-23-54 (общественная приемная Управления);
  • 8 (3532) 43-08-19 (Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»);
  • 8 800 555-49-43 (Единый консультационный центр Роспотребнадзора).

С актуальной информацией по вопросам защиты прав потребителей можно ознакомиться на государственном информационном ресурсе в сети Интернет по адресу zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое. 

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.