Существенный недостаток автомобиля: права автовладельца и обязанности продавца

30.04.2018

Зачастую, столкнувшись с серьезными неприятностями после покупки автомобиля (с постоянно проявляющимися недостатками), у потребителя возникает желание отказаться от автомобиля или заменить его на другой.

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области разъясняет, что Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) за потребителем закрепляются определенные права при возникновении подобных ситуаций.

Статьей 18 Закона установлено, что в отношении технически сложного товара (которым и является автомобиль) потребитель, в случае обнаружения в нем недостатков (в период гарантийного срока), вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки  или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка товара.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под существенным недостатком следует понимать:

  • а) неустранимый недостаток товара — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями;
  • б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов;
  • в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени (более 45 дней);
  • г) недостаток товара, выявленный неоднократно, — различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям;
  • д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения.

На основании вышеизложенного разъясняем, что в случае выявления существенного недостатка в автомобиле потребитель вправе обратиться к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи, либо о его замене на автомобиль этой же марки или на автомобиль другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.

В случае отказа продавца удовлетворить предъявленное требование в добровольном порядке, потребитель в соответствии со ст. 11 ГК РФ может обратиться в суд с иском о понуждении к удовлетворению требования.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление обязательна.