Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области разъясняет особенности оказания платных медицинских услуг

18.11.2017

Граждане помимо гарантированной бесплатной медицинской помощи имеют право на получение по желанию платных медицинских услуг, оказание которых регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006. На данные правоотношения распространяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в том числе на отношения по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Все медицинские организации обязаны предоставить гражданам бесплатную, достоверную и доступную информацию о возможностях оказания платных услуг, которая размещается на информационных стендах (стойках) в доступном для посетителей месте, а также на сайте медицинской организации в сети Интернет.

Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя). Предоставление услуг в обязательном порядке оформляется договором, которым регламентируются перечень услуг, условия и сроки их предоставления, стоимость, сроки и порядок оплаты, ответственность за невыполнение условий договора, порядок изменения и расторжения договора.

Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй — у заказчика, третий — у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах. По требованию потребителя исполнителем составляется смета, которая будет являться неотъемлемой частью договора.

Управление информирует о том, что, в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ, договор на платные медицинские услуги является публичным и в связи с этим медицинская организация не вправе отказаться от заключения договора при наличии возможности оказать соответствующие услуги, не вправе оказывать предпочтение какому-либо лицу при заключении договора и, кроме того, цена услуг и условия договора должны быть одинаковыми для всех пациентов.

Медицинские организации определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно. Еще один важный момент: без согласия потребителя медицинская организация не вправе предоставлять дополнительные услуги на возмездной основе.

В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается; потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Следует обратить внимание на то, что, в соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинские организации несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений в суд, потребители могут получить в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 44-23-54) или в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 77-10-74).

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.