Взрослым о первоклассниках

28.09.2016

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, его уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Период адаптации ребенка к школе длится от 2–3 недель до полугода. Степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.

В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. В этой ситуации каждому ребенку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих — родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области напоминает родителям о важных правилах, которые помогут первокласснику быстрее привыкнуть к новому режиму и адаптироваться к школе. Во-первых, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Давайте ребенку несложные поручения. Например, собирание портфеля, выполнение домашних заданий — с этими задачами ребенок должен справляться самостоятельно. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Ни в коем случае нельзя сравнивать его результаты с достижениями других, более успешных учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Кроме того, для оптимизации адаптационного периода родители должны правильно организовать режим дня первоклассника.

Утренний подъем должен приходиться на одно и то же время, но не позднее 8 часов. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. Выполнение домашних заданий рекомендуется начинать не ранее 16:00. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часов, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.

Правильно организованное и рациональное питание также является важным фактором. Первоклассник должен питаться пять раз в день. Наилучшими блюдами на завтрак будут каша, омлет, творог или блюда из него, иногда можно предложить хлопья, залитые горячим молоком. В обед обязательно должно быть первое блюдо: овощной суп, легкий куриный или мясной бульон. Вторые блюда готовьте без обилия острых специй, майонеза, соусов. В рационе ежедневно должны присутствовать свежие овощи и фрукты. Рыба, мясо, яйца, молочные продукты и орехи помогут развитию ребенка и активизируют его мозговую деятельность. Рацион должен быть разнообразным и питательным.

Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Для этого в школе организованы: гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры — не менее двух раз в неделю. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.

Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.