Наверх

Адаптация учащихся 1-х классов к условиям обучения в общеобразовательной организации

20.10.2023

Адаптация к школе — это переход ребенка к систематическому школьному обучению и «привыкание» его к школьным условиям. Для более легкого преодоления этого периода рекомендуется соблюдение режима дня, обязательными компонентами которого являются:

  1. Сон (дневной и ночной). Утренний подъем должен приходиться на одно и то же время, но не ранее 7 часов. На послеобеденные часы следует запланировать дневной сон (отдых) продолжительностью 2,5 часа. Укладывать ребенка следует не позже 10 часов вечера. Ночной сон должен составлять не менее 11 часов.
  2. Питание. Предусматривается горячее 5-6-разовое питание. Перерывы между приемами пищи должны составлять не более 3,5-4 часов. Питание должно быть разнообразным. Обязательно включение в рацион рыбы, мяса, яиц, молочных продуктов, фруктов и овощей, круп, злаков и мучных изделий.
  3. Двигательная активность. Адекватная физическая активность обеспечивает стимуляцию роста организма, укрепление здоровья и повышение физической выносливости. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять не менее 3 ч. В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. Суммарный объем двигательной активности должен составлять не менее 1 ч/день.
  4. Учебные занятия. Для профилактики переутомления у детей первого года обучения общеобразовательными организациями обязательно исполнение санитарных правил: занятия по 5-дневной учебной неделе и в первую смену, длительность уроков в 1-м полугодии не более 35 минут, во 2-м — не более 40, организация облегченного учебного дня в среду или четверг. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) — 20–30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Использование электронных средств обучения возможно длительностью не более 20 минут с обязательным обеспечением зрительной дистанции до экрана не менее 50 см.
  5. Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время — 1-1,5 ч. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере, общаются с друзьями. Однако и увлечения следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере и просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Нормальную работоспособность организма также обеспечивает  комфортный микроклимат. В учебных помещениях температура воздуха должна иметь значения 18–24 ºС, влажность — 40–60 %, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с.

Однако немаловажную роль в успешной адаптации учащихся играет мотивация к обучению. Для ее развития важна заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя. Несколько советов по повышению интереса и желания к обучению:

  • вера в успех ребенка;
  • обучение в игровой форме;
  • введение системы поощрения;
  • создание комфортного рабочего пространства;
  • положительные установки;
  • любовь и доброжелательность. 

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Просмотров: 59