Наверх

Гарантийный срок, если он не установлен, и права потребителя

25.08.2022

По смыслу норм Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Однако не редки случаи, когда на товар не установлен гарантийный срок или он настолько мал, что потребитель не успевает заявить требование, предусмотренное ст. 18 Закона № 2300-1, при обнаружении брака.

В связи с этим, разъясняем, что в соответствии со ст. 19 Закона № 2300-1 в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены не позднее двух лет со дня передачи их потребителю.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Если гарантийный срок менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона № 2300-1, если докажет, что недостатки товара возникли до его покупки.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Пример: Гражданин Б.  обратился в адрес продавца с требованием об устранении выявленных недостатков в телефоне по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента покупки телефона. Данное требование было основано на экспертном заключении, в соответствии с которым выявленный недостаток является существенным и носит производственный характер.

Вследствие того, что в течении 20 дней недостатки со стороны продавца устранены не были (п. 6 ст 19 Закона № 2300-1), потребитель повторно обратился в его адрес с требованием о расторжении договора купли-продажи. Продавец данное требование не удовлетворил, в связи с чем гр. Б обратился в суд, где Управление дало заключение в пользу потребителя. Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга требования потребителя удовлетворены частично.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.

Просмотров: 239