Гигиенические требования к школьному расписанию
17.02.2018
Если ребенок постоянно приходит со школы уставшим и утомленным, возможно, дело в неправильно составленном расписании уроков.
Правильно составленное расписание помогает школьнику преодолеть переутомление и способствует поддержанию хорошего самочувствия и работоспособности на высоком уровне. Для формирования правильного расписания существуют некоторые правила.
Уроки следует начинать не ранее 8 часов. Продолжительность уроков не должна превышать 45 минут, для первых классов — 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20–30 минут, или допускается после 2–3-го урока устанавливать 2 перемены по 20 минут каждая.
Занятия проводятся только в первую смену в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, в остальных учреждениях занятия могут проводиться в 2 смены, за исключением 1, 5-х и выпускных 9-х и 11-х классов. Между сменами должен быть организован перерыв длительностью не менее 30 минут для проведения влажной уборки и проветривания.
В течение учебного дня должно проводиться не более одной контрольной работы. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2–4-го классов — 5 уроков и один раз в неделю — 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5–7-го классов — не более 7 уроков;
- для обучающихся 8–11-х классов — не более 8 уроков.
Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10–12 часов, поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2–3-м уроке, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования — на 2, 3, 4-м уроках.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу, а наибольший объем нагрузки должен приходится на вторник и (или) среду.
Для того чтобы определить, какой из предметов сложнее, используют шкалу трудности предметов (таблица 1, 2, 3-я Приложения 3) СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.