Об итогах работы по защите прав потребителей в сфере дистанционной торговли за 6 мес. 2023 года
25.07.2023
Количество поступивших обращений в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее – Управление) по вопросам приобретения товаров дистанционным способом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 30 %.
Рост обращений связан с продолжающимся развитием данного способа продажи товаров и все большей его популярностью среди потребителей, а также увеличением числа сервисов по доставке товаров.
Почти 57% обращений составили жалобы на владельцев агрегаторов информации о товарах.
Поводами для обращений явились следующие обстоятельства:
- реализация некачественного товара (48,8%);
- нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара (8,5%);
- взимание платы за возврат товара с недостатками (7,8%);
- односторонний отказ продавца от исполнения договора (7,1%);
- невозможность оформить отказ от товара (3,1%);
- невозможность отказа от продовольственного товара (2,3%);
- другие (22,2%): о вступлении в процесс, о блокировке профиля, отзыве обращения, по поводу непредставления сертификата соответствия, навязывания дополнительных услуг, несоответствия цен, на действия сотрудников, на предоставление информации о несуществующем пункте выдачи заказов и т.п.
Всем обратившимся даны письменные разъяснения, в необходимых случаях оказана практическая помощь по составлению претензий, проектов исковых заявлений.
Хозяйствующими субъектами в добровольном порядке решено 15,5% обращений, потребителям возвращены денежные средства, передан заказанный товар или произведен обмен товара с недостатками.
Часть обращений (3,7 %), в которых содержалась информация о мошеннических действиях продавцов интернет-сайтов, направлена для рассмотрения по подведомственности в правоохранительные органы.
Управлением в отношении 13 хозяйствующих субъектов проведено 31 профилактическое мероприятие, в том числе информирование, консультирование и объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Учитывая социальный и имущественный статус потребителей, с целью содействия в защите их нарушенных прав, Управлением в судах дано 3 заключения по гражданским делам в целях защиты прав потребителя. Требования потребителей судами удовлетворены частично на общую сумму 141,2 тыс. руб., в т.ч. компенсация морального вреда составила 2,2 тыс. руб.
Судами рассмотрено два исковых заявления, поданных Управлением в защиту конкретных потребителей, пострадавших от действий интернет-магазинов. Требования потребителей удовлетворены частично на общую сумму 134,3 тыс. руб., в т. ч. компенсация морального вреда составила 13 тыс. руб.
Информацию о своих правах и обязанностях на «цифровом» рынке потребители и предприниматели могут получить на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП). В нем размещены многочисленные памятки, обучающие видеоролики, образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике.
Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей граждане могут получить в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8(3532) 43-08-19 или в Общественной приемной Управления по тел. 8(3532) 44-23-54.
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.
Просмотров: 21