Наверх

Право потребителя на качество товара. Что делать, если в товаре обнаружен недостаток.

24.09.2022

В статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) закреплено право потребителя на качество товара.

Если в товаре обнаружены недостатки, то потребитель вправе потребовать: замены на товар этой же или иной марки с последующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом либо возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества.  В случае спора о причинах возникновения недостатков в товаре (потребитель не согласен с результатами проверки качества), продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет (если товар на гарантии). Потребитель вправе присутствовать при проведении и проверки качества и экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Основным отличием проверки качества от экспертизы является то, кто их проводит. Проверку качества товара проводят сотрудники магазина или специализированного сервисного центра, которые не всегда являются квалифицированными специалистами в этой области. Экспертиза в отличие от проверки качества проводится сотрудниками экспертной организации. Результаты экспертизы выдаются в виде заключения, в котором обозначаются недостатки и причины их возникновения.

Проверка качества товара проводится бесплатно, в то время как экспертиза - это платная услуга, которая заказывается в независимой экспертной организации, аккредитованной на данный вид деятельности. Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, то потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также расходы, связанные с хранением и транспортировкой товара.

В случае, если продавец отказывается проводить экспертизу товара с целью установления причины недостатка, покупатель может провести экспертизу самостоятельно и при выявлении производственных дефектов, с результатами экспертизы повторно обратиться к продавцу либо непосредственно с исковым заявлением в суд. В этом случае потребитель вправе потребовать возмещения расходов на проведение экспертизы и других убытков.

Право на судебную защиту потребителя установлено в ст. 17 Закона № 2300-1. Помимо стоимости товара потребитель вправе заявить требование о компенсации морального вреда, выплате неустойки и штрафа в размере 50% от присужденной суммы за отказ продавца в добровольном порядке удовлетворить его требование.

Напоминаем, что на постоянной основе работают телефонные «горячие линии» Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области: 8 (3532) 44-23-54 и Консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»: (3532) 43-08-19.

Необходимую информацию в области защиты прав потребителей можно получить в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП).

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Просмотров: 300