Наверх

Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся

10.05.2024

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся при профи­лактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппара­та, главным образом функциональные нарушения осанки. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Учитывая эти моменты, профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников является очень важной.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании си­дячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприя­тий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата:

  • подбора мебели, соответствующей длине тела уча­щихся;
  • контроля за позой учащихся во время занятий;
  • контроля веса ранца;
  • проведения физкультминуток на уроках;
  • создания благоприятного двигательного режима и
  • включения в занятия фи­зической культурой упражнений для формирования правильной осанки

Контроль за подбором соответствующей мебели и позой учащихся во время занятий

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом и приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Оптимальное положение стола для работы, который желательно поставить у окна, чтобы свет падал слева. Стол и стул должны быть по росту: ноги стоят под прямым углом, расстояние от глаз до тетради, книги — 30–35 см. Школьник не должен опираться грудью на стол.                                                  

Контроль веса ранца с ежедневным учебным комплектом для занятий

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов — не более 1000 грамм. Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. В начальной школе, где превышение веса ежедневных учебных комплектов отмечается особенно часто, можно рекомендовать приобрести второй комплект учебников для работы в классе. Для определения веса ранца с учебниками в каждом конкретном случае, с учетом индивидуальных физических возможностей учащегося, правомерно использовать и такой подход: с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10 % массы его владельца.

Создание благоприятного двигательного режима учащихся

Еже­дневная двигательная активность детей и подростков должна быть в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности складывается из утренней гим­настики, которую должен выполнять ежедневно каждый учащийся, меро­приятий, проводимых в образовательном учреждении — гимнастики до учеб­ных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, ди­намической паузы, спортивного часа в режиме продленного дня, уроков физкультуры и школьных соревнований, дней здоровья, а также подвижных игр на свежем воздухе, самостоятельных занятий физкультурой и дополни­тельных занятий в кружках физкультуры, группах общей физической подго­товки и спортивных секциях.

Проведение физкультминуток на уроках

Проведение физкультминуток — это эффективный способ поддер­жания работоспособности учащихся, поскольку во время физкультминуток обеспечивает­ся отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испыты­вающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения физкультурных ми­нуток может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений.

Развитие правильной осанки чем-то похоже на выработку условного двигательного рефлекса, который необходимо время от времени подкреплять безусловным — похвалой или поощрением. Таким условным раздражителем для ребенка могут послужить напоминания и замечания педагогов и родителей, но в первую очередь — понимание самим ребенком необходимости соблюдения правильного положения тела.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Просмотров: 102