Наверх

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил порядок подачи претензии

04.10.2023

В целях досудебного разрешения споров по поводу нарушения потребительских прав граждане направляют заявления, претензии в адрес продавцов или исполнителей с изложением возникших проблем и соответствующими требованиями. Документы подаются, как правило, через продавца торгового предприятия в силу различных обстоятельств, среди которых отсутствие адреса регистрации индивидуального предпринимателя, юридического лица.

Реакция хозяйствующих субъектов на претензии различная: от удовлетворения требований до полного игнорирования с отсылкой на неполучение  документа.

Как же правильно подать претензию? Это разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 8 августа 2023 года № 18-КГ23-81-К4.

Речь идет о телефоне с недостатками, подтвержденными экспертным заключением, за который в досудебном порядке потребитель попросил возвратить уплаченную сумму. Претензия им была подана в магазин, где приобретался товар, а не направлена непосредственно юридическому лицу.

В суде первой инстанции гражданин попросил, кроме возврата денежных средств за товар с недостатками, взыскать неустойку, штраф и иные компенсации за нерешение его вопроса в добровольном порядке.

В судебных разбирательствах представитель юридического лица настаивал на том, что не получил претензию, так как она не была направлена на юридический адрес, в связи с этим не знал о проблеме и не удовлетворил просьбу покупателя. Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, снизив размер неустойки и других выплат.

Апелляционная инстанция установила, что продавец, не получив претензию (которую по мнению суда потребитель направил ненадлежащим образом), не смог добровольно исполнить обязательство, в связи с чем не может получить неустойку и штраф.

Изучив дело, в том числе решения судов нижестоящих инстанций, Верховный Суд Российской Федерации оставил без изменения судебные акты апелляции и кассации и отметил, что суд не налагает штрафные санкции, если у продавца не было возможности удовлетворить требование покупателя. 

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Просмотров: 22